Copyright © 2013 Алексей Алимкин
Краткое содержание: Одновременная запись в приложении Logic Pro отдельных партий разных программных инструментов с помощью нескольких MIDI-клавиатур, имеющих разные выходные MIDI-каналы.
Q&A #17: Logic Pro. Игра разными программными инструментами с использованием нескольких MIDI-клавиатур
Решение задачи, которую поставил Александр, довольно простое. Быстрое решение предложено в первой части данной статьи. Но в самом вопросе скрывается глобальное непонимание многими музыкантами того, как же конкретно работает трековый параметр MIDI Channel (Канал MIDI)? Вот на него-то мы и попробуем подробно ответить во второй части статьи.
Подскажите, пожалуйста, как разрешить такую ситуацию. У нас есть группа, состоящая из барабанщика и двух клавишников. У клавишников — по две MIDI-клавиатуры с разными MIDI-каналами. Мы хотим играть на концерте, используя Logic Pro на одном компьютере для одновременной игры на разных программных инструментах. При этом, нам требуется записывать наше выступление. Можно ли это как-то сделать? Спасибо, Александр.
Для того, чтобы разобраться с этой проблемой, прежде всего, нужно понять, каким образом параметры в Track Parameter box (Блоке трековых параметров) влияют на канальную линейку программного инструмента и, в частности, как изменение установки параметра MIDI Channel влияет на инструмент, вставленный в эту линейку. Сначала, для тех, кто спешит, мы предлагаем
Быстрое решение
1Откройте окно панели проектных установок режима записи Recording, выбрав File > Project Settings > Recording... (или используя клавиатурную команду Option-*).
2В разделе MIDI установите флажок для активации функции Auto demix by channel if multitrack recording (Автоматическое разделение по каналам при одновременном включении на запись нескольких треков).
3Создайте столько инструментальных канальных линеек, сколько вам потребуется для одновременной игры на нескольких MIDI-клавиатурах. Установите в эти линейки нужные программные инструменты, а параметр MIDI Channel в блоке трековых параметров каждой из этих линеек установите на номер выходного MIDI-канала соответствующей MIDI-клавиатуры.
4Включите кнопки Record на всех созданных вами инструментальных канальных линейках.
Игра на разных MIDI-клавиатурах приведет к воспроизведению звуков с разных программных инструментов.
При включении приложения Logic Pro в режим записи, запись всех инструментов будет производиться только на выделенном вами треке программного инструмента. Но, после того, как вы остановите Logic Pro, записанный MIDI-регион автоматически разделится на несколько MIDI-регионов в соответствии с нотными сообщениями, записанными по разным MIDI-каналам, и полученные в результате разделения MIDI-регионы будут размещены на треках соответствующих им программных инструментов.
Трековый параметр MIDI Channel (Канал MIDI)
Дополнительная информация
Когда вы выбираете трек, который назначен на канальную линейку либо внешнего MIDI-инструмента, либо программного инструмента, Track Parameter box (Блок трековых параметров) области Inspector отображает параметры, описываемые в данном разделе.
Изменение этих параметров влияет на всю канальную линейку целиком, а также влияет и на все треки, направленные на эту канальную линейку. Это — очень важное отличие, поскольку некоторые параметры, такие как транспонирование, доступны как в блоке трековых параметров, так и в блоке региональных параметров. Чтобы понять это в конкретном контексте, представьте себе проект с шестью треками, направленными на EXS24 mkII (с загруженными в него звуками барабанной установки), вставленный в инструментальную канальную линейку 1. Вы хотите транспонировать партию малого барабана (проигрываемую регионами на треке 2) на два полутона. Это действие должно будет запускать другой сэмпл малого барабана.
•Если вы используете региональный параметр Transposition (Транспонирование) для всех регионов, расположенных на треке 2, все будет идти по плану.
•Если вы используете параметр Transposition в блоке трековых параметров, это повлияет на всю барабанную установку, загруженную в EXS24 mkII (в инструментальной канальной линейке 1). В результате, все регионы на шести треках будут воспроизводить другие барабанные сэмплы.
Параметр MIDI Channel (Канал MIDI) является специфическим трековым параметром инструментальных канальных линеек. Этот параметр устанавливает входной MIDI-канал инструментальной линейки, который используется для запуска звуков вставленного в эту линейку программного инструмента.
Все инструменты, входящие в пакет Logic Studio и представленные в Logic Pro (исключая EXS24 mkII, в редакции инструмента которого вы можете назначать отдельные зоны-ноты на разные MIDI-каналы), являются однотембровыми, и звуки на них запускаются любыми нотными MIDI-сообщениями, посылаемыми по любым MIDI-каналам (так называемый режим Omni). Поэтому, пока вы играете звуками одного лоджиковского инструмента (кнопка Record включена на треке только одного программного инструмента), изменение этого параметра не приводит ни к каким слышимым изменениям.
Например, вы вставили в инструментальную канальную линейку 1 электропиано EVP88, на своей MIDI-клавиатуре назначили выходным MIDI-канал 10, а на самой канальной линейке параметр MIDI Channel (входной MIDI-канал) назначили на канал 3. Электропиано будет играть в любом случае, какой бы из каналов вы не установили как на канальной линейке, так и на MIDI-клавиатуре. Если вы включите запись, то внутрь записываемого MIDI-региона будут записываться нотные сообщения с присвоенным им MIDI-каналом 10 (выходным MIDI-каналом, установленным на вашей клавиатуре), а во время воспроизведения ноты из этих регионов будут посылаться на вход канальной линейки и через блок трековых параметров поступят на инструмент. Поскольку, установки всех параметров в Track Parameter box воздействуют на поступающий MIDI-сигнал, номер MIDI-канала 10 изменяется на номер, установленный в блоке трековых параметров, и на программный инструмент поступят нотные сообщения уже с MIDI-каналом номер 3. При этом, на слух никаких изменений не происходит.
Примечание: Если трековый параметр MIDI Channel установлен на All (Все), номер входного MIDI-канала не изменяется.
А теперь давайте рассмотрим пример с мультитембральным (многоканальным) инструментом.
1Создайте инструментальную канальную линейку 2 и установите в нее мультитембральный инструментальный плагин Kontakt 5 компании Native Instruments. Убедитесь, что в блоке трековых параметров параметр MIDI Channel установлен на All (Все).
Для выполнения упражнения нам понадобится внутри плагина Kontakt 5 назначить два инструмента с разными входными MIDI-каналами.
2Первым инструментом установите орган: Vintage Organs > 3 - Classic Rock > Child in Time.
Инструмент добавляется в правую часть окна плагина Kontakt 5 и автоматически назначается на MIDI-канал 1.
3Вторым инструментом установите клавинет: Scarbee Vintage Keys > Scarbee Clavinet Pianet > Scarbee Clavinet - Full.
Инструмент добавляется под инструментом с выбранным в нем органом и автоматически назначается на MIDI-канал 2.
Попробуйте поиграть на своей MIDI-клавиатуре с установленным на ней выходным MIDI-каналом 10. Информационное окошко дисплея MIDI In (Вход MIDI), расположенное на панели управления транспортными функциями, будет показывать активность по MIDI-входу, но при этом вы не услышите никаких звуков.
Как вы понимаете, это связано с тем, что инструменты, назначенные вами в плагине Kontakt 5, имеют входные MIDI-каналы, отличающиеся от выходного MIDI-канала вашей MIDI-клавиатуры (канал 10), а именно — канал 1 и канал 2. Вы можете поменять номер выходного канала своей MIDI-клавиатуры сначала на канал 1, а затем — на канал 2, и попробовать поиграть на ней. В первом случае вы услышите знаменитый звук органа из песни Child in Time, во втором — звук клавинета.
Верните настройки выходного канала своей MIDI-клавиатуры на номер 10. Теперь попробуем другой вариант.
4В блоке трековых параметров инструментального трека Kontakt 5 установите параметр MIDI Channel на 1 и поиграйте на своей MIDI-клавиатуре. Вы услышите звук органа, несмотря на то, что выходной канал 10 вашей клавиатуры не совпадает со входным каналом 1 органа. Изменив установку параметра MIDI Channel на 2 и поиграв на клавиатуре, вы услышите звук клавинета.
Как нам быть в случае, если мы хотим поочередно записать сначала орган, а потом клавинет, и сделать это, не изменяя настроек своей MIDI-Клавиатуры?
Для этого достаточно на основном инструментальном треке установить параметр MIDI Channel на номер 1 и выбрать в локальном меню области Аранжировки Track > New with Next MIDI Channel (Новый трек со следующим MIDI-каналом) [или применить команду Option-Command-M].
Под выделенным в области Аранжировки инструментальным треком создастся новый трек, который будет направлен на ту же инструментальную канальную линейку плагина Kontakt 5, но при этом его трековый параметр MIDI Channel будет установлен на следующий MIDI-канал, канал с номером 2. Теперь вы можете сначала записать партию органа на треке с MIDI-каналом 1, а затем — партию клавинета на треке с MIDI-каналом 2.
Если вы хотите c одной MIDI-клавиатуры одновременно играть и звуком органа, и звуком клавинета (layered sound), убедитесь, что в проектных установках режима записи Recording снят флажок активации функции Auto demix by channel if multitrack recording (Автоматическое разделение по каналам при одновременном включении на запись нескольких треков), включите кнопки Record на обоих треках и поиграйте. Звучат одновременно и орган, и клавинет. Если вы включите запись, MIDI-регион запишется на треке, выделенном в области Аранжировке, а после выхода из режима записи на другой трек будет помещен alias (псевдоним, ярлык) от этого региона. Alias отличается от обычного MIDI-региона тем, что если вы измените какие-то ноты в исходном регионе, все эти изменения зеркально отразятся и в его псевдонимном регионе (название которого и принадлежность к оригиналу выделены курсивным шрифтом).
Попытайтесь поэкспериментировать самостоятельно с различными настройками своих MIDI-клавиатур и настройками трековых и региональных параметров, чтобы окончательно разобраться с получаемыми результатами.
Copyright © 2009 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2013 Алексей Алимкин.
среда, 26 июня 2013 г.
Q&A #17: Logic Pro. Игра разными инструментами с разных MIDI-
клавиатур
ЧАВО, ЧЗВ, FAQ, F.A.Q.
Акроним от англ. Frequently Asked Question(s) — часто задаваемые вопросы, произносится «фак», «фэк», «фэкс», «эф-эй-кью» — собрание часто задаваемых вопросов по какой-либо теме и ответов на них.
Copyright © 2013 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.