Copyright © 2011 Алексей Алимкин.
Краткое содержание: Обзор MIDI-редактора Hyper Editor приложения Logic Pro. Пример рисования барабанной дроби с помощью Hyper Editor.
LP9 #20: Супер-редактор Hyper Editor
После того, как на нашей странице В Контакте DJ Dao задал мне сакраментальный вопрос «Как сделать CHOPPING-ноты? К примеру, в печально известном фрукте есть прибор, который режет выбранную ноту вплоть до 128-й. Как сие сделать в Лоджике?», я сначала даже и не понял — что и как ответить! Непонятно было, с какой целью нужно сначала рисовать (или играть) ноту какой-то определенной длины, а только затем ее разрезать (говорю это без какой-либо иронии или пренебрежительного отношения к другим приложениям — по моему личному мнению, для достижения нужного результата всегда надо уметь использовать те приложения, которые дадут наибольший эффект в каждом конкретном случае). А не проще ли сделать все наоборот? Взять, да и нарисовать несколько нот определенной длительности и по определенной заданной сетке (например, нарисовать длинную барабанную дробь 1/96-ми нотами)? Может быть, я и неправильно понял заданный вопрос, но мне подумалось, что многим музыкантам для реализации своих проектов просто необходимо уметь удобно и быстро рисовать барабанные дроби и бреки, или фиоритуры в одноголосных партиях, а так же дискретно управлять какими-то определенными параметрами автоматизации или параметрами плагинов — да тем же обрезным фильтром Cutoff! Все это — быстро нарисовать множество нот определенной длительности, дискретно изменить значения громкости или панорамы, "похимичить" с пич-бендером и так далее — в Logic Pro призван делать его без сомнения самый навороченный MIDI-редактор — Hyper Editor (Гипер-редактор).
Так уж получилось, что в свое время кто-то из пользователей Logic Pro недопонял всех прелестей работы в Hyper Editor (просто испугался видимой сложности редактора), а кто-то до сих пор просто не знает о его существовании. Поэтому, чтобы приступить к решению множества, на первый взгляд разнотипных и не связанных между собой задач, прежде всего нам нужно, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с его устройством и возможностями. Затем мы с вами рассмотрим конкретный пример создание дроби малого барабана, а уж затем вы самостоятельно попробуете назначать и изменять те параметры, которые вам нужны для вашей работы.
Редактирование MIDI в Hyper Editor
Hyper Editor (Гипер-редактор) — это графический редактор, который может быть использован для создания или редактирования MIDI-нот и контроллерных данных. В этой главе вы узнаете, как использовать Hyper Editor для просмотра и редактирования различных типов событий MIDI, отображаемых в виде вертикальных полосок на таймлайне (временнóй шкале) в пределах региона.
Начало работы в Hyper Editor
Существует несколько способов открытия Hyper Editor в Logic Pro.
Чтобы открыть Hyper Editor в виде панели в окне Arrange:
๏Щелкните по кнопке Hyper Editor, расположенной в нижней части окна Arrange (или воспользуйтесь клавиатурной командой Toggle Hyper Editor (Вкл./выкл. Hyper Editor, назначение по умолчанию: Y).
Чтобы открыть Hyper Editor в виде отдельного окна:
Выполните одно из следующих действий:
๏Выберите Window > Hyper Editor (или воспользуйтесь клавиатурной командой Open Hyper Editor (Открыть Hyper Editor), назначение по умолчанию: Command-5).
๏Потяните в сторону кнопку Hyper Editor, которая во время перемещения превратится в окно Hyper Editor.
Знакомство с Hyper Editor
Основные элементы редактора Hyper Editor показаны на изображении снизу:
•Event (Событие): Каждая из полосок, отображаемых в Hyper Editor, представляет собой event — событие. Значение события обозначается его высотой, обеспечивая мгновенный обзор одного или множества различных событий и их значений. Более подробную информацию см. в разделе Creating and Editing Events in the Hyper Editor (Создание и редактирование событий в Hyper Editor).
•Event definition (Дефиниция события): Каждый из типов MIDI-событий, будь то нота или MIDI-контроллер, упорядоченно расположены сверху вниз на горизонтальных дорожках — event definitions (дефинициях события) — подобно тому, как трековые дорожки показаны в области Arrange. Тип показываемого и управляемого события на каждой из дорожек конфигурируется свободным образом. Это производится в панели Inspector (Инспектор) установкой дефиниции события для каждой из дорожек. Более подробную информацию см. в разделе Working with Event Definitions (Работа с дефинициями события).
•Блок параметров Event definition (Дефиниции события): Этот блок используется для изменения выделенной дефиниции события. Более подробную информацию см. в разделе Using the Event Definition Parameter Box (Использование блока параметров дефиниции события).
•Меню Hyper Set (Гиперсеты): Вы можете сохранять группы дефиниций событий (несколько дорожек, для которых вы определили дефиниции события) в виде гиперсетов, доступ к которым осуществляется посредством меню Hyper Set (Гиперсеты), расположенном в Inspector. Более подробную информацию см. в разделе Working with Hyper Sets (Работа с гиперсетами).
Создание и редактирование событий в Hyper Editor
Hyper Editor, как и другие редакторы MIDI, может быть использован в режиме ввода событий. В некоторых ситуациях, ручной ввод нотных и контроллерных событий является более эффективным, чем их исполнение и запись. Примером может послужить создание в регионе хай-хэта 1/16-ми нотами в темпе 160 четвертей в минуту, что достаточно трудно сыграть вживую. Конечно же, вы можете записать события с помощью MIDI-клавиатуры, а затем доработать свое исполнение в Hyper Editor.
Изменение сетки и отображения полосок
Параметр Grid (Сетка) в блоке параметров дефиниции события панели Inspector очень важен при создании событий в Hyper Editor. Вновь создаваемые события автоматически добавляются по позициям сетки. Это облегчает создание барабанного паттерна, например, с 4 делениями на одной дорожке, с 8 делениями на другой и с 16 делениями на третьей дорожке; соответственно назначенными на "бочку" (басовый барабан), малый барабан и хай-хэт.
Чтобы определить значение параметра Grid (Сетка) для выделенной дорожки дефиниции события:
๏Выберите тип сетки из всплывающего меню Grid в блоке параметров дефиниции события.
Любые события, которые вы добавите, автоматически привяжутся к ближайшей сеточной позиции. Позиции уже существующих событий затронуты не будут.
Совет: При редактировании или построении сложных ритмических рисунков довольно удобным может стать создание нескольких дефиниций событий (см. раздел Selecting and Creating Event Definitions — Выбор и создание дефиниций события) для одной барабанной ноты, с выбором для каждой из них разных квантизационных сеток. Например, если имеются две дорожки малого барабана, одна с сеткой 1/16-ми нотами, а другая — с сеткой 1/96-ми, вы можете использовать инструмент Pencil (Карандаш) для добавления отдельных ударов в грубой сетке, и для рисования барабанной дроби — в мелкой сетке.
При определении параметра Grid для добавления последовательности контроллерных данных пользуйтесь девизом "настолько грубо, насколько это возможно, но, по необходимости, достаточно точно" для минимизации выходных данных. Logic Pro может обрабатывать очень большие объемы данных, чего, к сожалению, нельзя сказать о протоколе MIDI.
Также вы можете изменять ширину и стиль событийных полосок для упрощения процесса создания и редактирования событий.
Чтобы установить ширину событийных полосок
๏Выберите значение параметра Pen Width (Ширина пера) в блоке параметров дефиниции события.
Точное положение события всегда отмечено левым краем полоски, в независимости от ее ширины.
При выборе установки Note Length (Нотная длина) для параметра Pen Width, полоски нотных событий отображают их фактическую длину. Для такой работы параметр Status (Статус) должен быть установлен на Note (Нота).
Чтобы изменить стиль отображаемых полосок
๏Выберите установку в меню Style (Стиль).
•No Frames (Без рамок): Показывает значение события в виде цветной полоски.
•Framed Values (Обрамленные значения): Показывает пустую обрамленную полоску, высота которой равна полной высоте дорожки дефиниции события. Значение события отображается в виде цветной полоски внутри вертикальной рамки.
Создание событий
Hyper Editor предоставляет несколько уникальных способов для создания (и редактирования) MIDI-событий.
Чтобы добавить событие
1Выберите инструмент Pencil (Карандаш).
2Щелкните по временнóй позиции соответствующей дорожки дефиниции события.
3Тяните курсор вверх или вниз, чтобы изменить значение события прежде, чем отпустить кнопку мыши.
Чтобы добавить несколько событий
๏С выбранным инструментом Pencil тяните мышь горизонтально поверх временных позиций соответствующей дорожки дефиниции события.
В результате получится нарисованная от руки кривая с новыми событиями, следующими за (вертикальными и горизонтальными) движениями на дорожке инструмента Pencil.
Чтобы добавить несколько событий линейным способом
1Выберите инструмент Line (Линия).
2Щелкните по позиции соответствующей дорожки дефиниции события.
Появится окошко подсказки, показывающее в верхней строчке точное местоположение и значение события.
3Переместите мышь в желаемую точку завершения линии (вправо или влево).
Делая это, вы увидите линию, которая будет тянуться за инструментом Line, с точным местоположением и значением события, показываемыми в окошке подсказки.
4Щелкните в точке завершения линии для создания нескольких событийных полосок, выровненных вдоль линии.
Новые события созданы на каждой позиции сетки (в соответствии с выбранным значением параметра Grid) между точками начала и завершения линии.
Чтобы создавать или изменять линейно группы событий в секции
1Выберите инструмент Line (Линия).
2Щелкните по позиции соответствующей дорожки дефиниции события.
Появится окошко подсказки, показывающее в верхней строчке точное местоположение и значение события.
3Переместите мышь в желаемую точку завершения линии (вправо или влево).
Делая это, вы увидите линию, которая будет тянуться за инструментом Line, с точным местоположением и значением события, показываемыми в окошке подсказки.
4Щелкните в точке завершения линии, удерживая нажатой клавишу Shift.
Это действие тут же приведет к рисованию следующей линии, начинающейся в точке завершения исходной линии.
Чтобы создать новые события в то время, как другие события уже имеются на дорожке
1Выберите инструмент Line (Линия).
2Щелкните по позиции соответствующей дорожки дефиниции события.
Появится окошко подсказки, показывающее в верхней строчке точное местоположение и значение события.
3Переместите мышь в желаемую точку завершения линии (вправо или влево).
Делая это, вы увидите линию, которая будет тянуться за инструментом Line, с точным местоположением и значением события, показываемыми в окошке подсказки.
4Щелкните в точке завершения линии, удерживая нажатой клавишу Option.
Значения существующих событий в области, расположенной между точками начала и завершения линии, выравниваются по линии (например, создавая крещендо). Новые события создаются в каждом (незанятом) значении сетки.
Вы также можете назначить фиксированное значение при создании событий. Выбор флажка Fix Value (Фиксированное значение) в Inspector предотвращает любое значение события от изменения его инструментами Pointer (Указатель) и Pencil (Карандаш).
Это — идеальный вариант для добавления событий с помощью инструмента Pencil, так как они все назначаются на значение выбранного ранее события. Это позволяет вам рисовать последовательность событий, имеющих одно и то же значение, что, например, идеально подходит для рисования ряда 16-х нот хай-хэта.
Для назначения фиксированного значения события
1Установите флажок на опции Fix Value (Фиксированное значение) в Inspector.
2Инструментом Pencil щелкните по любому уже имеющемуся событию, чтобы использовать его значение в качестве пресета.
В режиме Fix Value изменить значение события щелчком по нему невозможно.
Примечание: При добавлении событий с помощью инструмента Line (Линия) в режиме Fix Value пресетное значение всегда используется в качестве начального (стартового) значения линии.
Вы можете использовать параметр Length (Длина) для изменения длительности тех событий (это в первую очередь относится к нотным событиям), которые должны будут добавиться, измеряемый в divisions — делениях (число слева) и ticks — тиках (число справа). Вы должны избегать использования малых тиковых значений. Многие устройства MIDI реагируют недостаточно быстро, когда сообщения note on/off отправляются в быстрой последовательности, в результате чего вы можете не услышать некоторые из нот.
Продолжение следует...
Copyright © 2011 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2011 Алексей Алимкин.
воскресенье, 15 мая 2011 г.
LP9 #20: Супер-редактор Hyper Editor
Hyper Editor
Графический редактор приложения Logic Pro, который может быть использован для создания или редактирования MIDI-нот и контроллерных данных.
Copyright © 2011 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.